Возрождение художественных ремесел
Чеканка - обработка металла путем давления. На заготовке формируется неглубокий рельеф методом сильного нажатия инструмента, который имеет выступы. Чеканка или выколотка производится в холодном или нагретом состоянии на листовом металле. Чеканка изготавливается в виде плоскорельефного, рельефного и объемного изображения. Обработка давлением может осуществляться двумя способами: выколачивание на готовой матрице и на смоляной резиновой, свинцовой или деревянной подушке киянкой или круглым молотком. Также выколачивание производят пуансоном или чеканом в виде металлического стержня с наконечниками (боями). Пуансонная обработка включает в себя канфарение - выколачивание на металлической поверхности зернистой фактуры. Чеканка может использоваться в качестве чистовой отделки изделий художественной ковки или литья.
Гравирование - формирование на поверхности твердых материалов изображений, узоров и других рисунков. Обработка материала производится режущим граверным инструментом - штихелем. Техническим приемом гравирования по металлу является нанесение рисунка штриховой или контурной линией, имеющей различную ширину и глубину. Также осуществляется гравирование с выбиранием участков поверхности, при котором осуществляется удаление фона вокруг изображения.
Инкрустация или насечка – нанесение на поверхность изделия орнамента из золота, серебра, бронзы или другого металла. Инкрустация или насечка выполняется на изделиях из дерева, кости, янтаря, перламутра или предметах и украшениях из других материалов. При формировании рисунка методом насечки на поверхность изделия в соответствии с изображением штихелями создают углубления, далее изготавливаются инкрустационные детали и заправляются в выемки.
Скань – изображение, получаемое путем скручивания тонких металлических проволок или нитей, которые образуют веревочку. Сканью может являться гладкая проволочка или уплощенная методом вальцовки. Изображение создается из серебра, меди или золота. Отдельные элементы данных изделий или украшений соединяются между собой пайкой. Филигранными сканами называются изделия в виде ажурного узора или накладных деталей, набранных на металлическую основу.
Эмаль (финифть) - стеклообразное покрытие, выполненное в различной цветовой гамме. Покрытие может наноситься на металл в холодном или горячем виде. Холодные финифти наносятся кистью или распылителем, далее осуществляется сушка. Горячие эмали, имеющие пастообразный вид, накладываются шпателем, далее выполняется сушка и обжиг. По окончанию обработки нанесенная эмаль становиться твердым блестящим покрытием. Существуют эмали, различающиеся между собой по светопроницаемости - прозрачные, полупрозрачные или глухие.
Выемчатая эмаль – покрытие, наносимое путем заполнения материалом углублений и выемок, сформированных на металлической поверхности технологическим способом. На изделие наносится растолченная в порошок и смешанная с водой эмаль. После обработки выполняется обжиг, способствующий затвердеванию эмалированного покрытия. Далее эмаль подвергается подтачиванию и шлифованию в уровень с металлом. Возможно формирование изображения методом нанесения эмали по скани. При этом внутренние ячейки орнамента, созданные сканью, заполняются разноцветным эмалевым материалом. После обработки осуществляется обжиг, который обеспечивает образование твердой и гладкой эмалированной поверхности, а также формирование цветного узора с рельефным контуром.
Перегородчатая эмаль – покрытие, формируемое на золотой пластине с загнутыми краями путем припаивания тончайших металлических перегородок, образующих контур изображения. Участки, которые образуют контур, заполняются эмалью. После нанесения покрытия выполняется обжиг и шлифование пластины, при этом формируется цветное изображение, ограниченное узкими золотыми перегородками, расположенными в одной плоскости с эмалевым материалом.
Ажурная (оконная) эмаль – изображение или узор из металла, выпиливаемый лобзиком. Пропиленные места сформированного рисунка зачищаются шабером, далее выполняется набор сканного ажура. Пространство ячеек между перегородками заполняется прозрачной цветной эмалью. Данный материал наносят на металлические изделия с гравированным изображением. В результате обжига из эмали образуется прозрачная красочная пленка.
Эмаль по высокому чеканному рельефу – покрытие, создаваемое на поверхности изделия путем нанесения мелкой гравировки. После этого на изделие обрабатывается эмалью и обжигается в печи.
Роспись по эмали – изображение, создаваемое по глухой эмали разной цветовой гаммы. При выполнении росписи портретов, композиций или создании орнаментов используется живописная эмаль или керамические красители. Нанесение изображения может осуществляться из смеси краски и скипидара или лавандового масла. Закрепление росписи на поверхности изделия осуществляется повторным обжигом, при котором нанесенный материал сливается с грунтом и образует красочное изображение.
Чернь – рисунок, создаваемый на гравированной поверхности серебряной пластины методом нанесения или наплавления черневого сплава, состоящего из сернистого соединения меди, серебра, олова и других металлов. Покрытие создается методом обжига размельченного материала, который заполняет все углубления на поверхности изделия.
Литье - метод художественной обработки и создания изображения или узора на поверхности изделия. Для производства элементов литейных изделий применяют чугун, бронзу, металлические сплавы, для изготовления ювелирной продукции используют золото и серебро. Производство изделий может осуществляться методом литья в односторонние или двусторонние песчаные формы с использованием опок, которые заполняются смесью. Для изготовления продукции сложной формы применяются цельные песчаные формы. Данную литейную отливку изготавливают из нескольких составных частей. Для производства пустотелых форм используют песчаные болванки или применяют метод литья "выплеск", при котором жидкий металл расплескивается по стенкам отливки. В ювелирной сфере деятельности применяют литье под давлением.
Штамповка (штампование) – метод обработки металла давлением, при котором заготовка подвергается пластической деформации в штампе. Штамповкой осуществляется вырубка плоских заготовок из листового металла, а также выгибка или вытяжка объемных деталей, форм, тиснение рельефных изображений.
Давильные работы – обработка методом вытягивания на вращающейся болванке пустотелых объемных изделий концентрической формы. Болванку (цельную или разъемную), обладающую формой производимого изделия, устанавливают в патроне токарно-давильного станка. Заготовку из металла закрепляют между внешним торцом болванки и задней бабкой технологического оборудования. При вращающемся шпинделе мастер при помощи стального стержня с овальным наконечником плотно прижимает заготовку к болванке, создавая требуемую форму изделия.
Накатка – метод обработки изделия, имеющего концентрическую форму, при котором создается изображение или фактура. Заготовка закрепляется в патроне токарного станка. Стальное колесо, на котором выгравирован рисунок, при вращении соприкасается с заготовкой и наносит рельефное изображение.
Ковка – обработка металлических изделий методом нагрева и размягчения материала. Ковка включает в себя вытягивание, расплющивание, закручивание, укорачивание или загибание. Для создания кованых решеток и других изделий сложной конфигурации используют пресс-форму.
Травление – процесс, направленный на снятие поверхностного слоя металла путем химической обработки кислотой или щелочью. Травление применяют для удаления окалин, обезжиривания поверхности изделий, подготовки основания для выполнения пайки или нанесения гальванопокрытий. Глубоким травлением возможно формирование плоскорельефного изображения.
Гальванопластика – метод изготовления художественных изделий электролитическим способом. Данный вид обработки применяется для производства деталей из серебра, цинка и меди. Гальванопластика предполагает наращивание металла под действием электрического тока путем помещения в раствор электролита гипсовых, графитовых или восковых форм.
Монтировка – процесс сборки отдельных деталей художественных изделий из металла. Во время монтировки деталей используется пайка, сварка, обжим на токарном станке, закатка и другие виды обработки.
В ювелирных изделиях соединение камня с металлом осуществляется путем обжима краев ободка металла, которые при помощи остроконечных зубчиков захватывают боковые скосы камня. Края металла проходят обработку штихелем или клеем.
Отделка изделий – обработка поверхностей изделий, предполагающая полирование и покрывание тонким слоем металла. Отделка изделий может осуществляться золотом, серебром, хромом, медью, никелем.