История кузнечного дела в России
На Руси железо было впервые использовано древними славянами. Наиболее древней технологией его обработки является именно ковка. Изначально работали с железом в холодном состоянии: били колотушками с целью «выжать соки», то есть избавиться от посторонних примесей. Только через некоторое время люди стали работать с нагретым металлом.
Вместе с развитием металлургии у славян в X – XI веках появились плуг с железным лемехом (пластиной для подрезания пластов земли снизу) и соха. Этому способствовал тот факт, что русские княжества находились в непосредственной близости от мест добычи руды и поэтому недостатка в сырье не испытывали. Постепенно стали появляться небольшие заводы, использовавшие полумеханизированный способ дутья с применением мельничьего привода.
Первые горны
Первоначальным вариантом сыродутного горна был простой очаг в жилом помещении. Специализированное оборудование появилось несколько позднее. Во избежание пожаров его располагали на окраинах деревень и городов. Такие горны представляли собой ямы диаметром около одного метра, вырытые в земле и обмазанные глиной.
Только в X веке появились первые наземные печи. Здесь уже была предусмотрена принудительная подача воздуха с помощью мехов, которые раздувались вручную. Такой способ нагрева металла был трудоемким, но достаточно распространенным: археологи до сих пор находят на местах древних городищ отходы от производства.
Когда выплавка металла завершалась, переднюю часть печи разламывали и ломом извлекали крицу (губчатое железо с включениями шлака). Еще горячий материал тщательно проковывали для устранения пор и примесей. После остывания металл снова нагревали, для чего верхняя часть печи строилась заново. В более поздних домницах передняя часть печи уже не ломалась, а разбиралась.
Мастера
Русь была богата сырьем для выплавки железа, однако занимались обработкой этого металла далеко не в каждом городе, не говоря уже о деревнях. Процесс получения железа отнимал много сил и времени. Это привело к тому, что кузнецы выделились из общины в отдельное сословие ремесленников.
Изначально мастера сами и плавили, и ковали металл. К обязательным инструментам кузнеца для работы с металлом относилась плавильная печь (горн), лом для извлечения крицы, железная лопата, молот с наковальней, набор клещей и кочерга. Технология изготовления кованых изделий не менялась вплоть до XIX века, когда появилось литье и штамповка. Настоящих кузниц было обнаружено меньше, чем домниц, однако, ученые часто находят в курганах и городищах кованые изделия из железа, а в погребениях мастеров - их инструменты (молоты, клещи, зубила и литейные принадлежности). К сожалению, ни в одном письменном источнике не содержится информация о технологии ковки, применяемой древнерусскими кузнецами.
Тем не менее, исследование найденных старинных металлических предметов позволяет утверждать, что мастера на Руси владели такими важнейшими технологическими приемами, как закалка металла, клепка пластин, сварка, наваривание стальных лезвий, кручение и пробивание отверстий. В Древней Руси под общим названием «кузнец» объединялись все ремесленники, работавшие с металлом: «кузнец меди», «кузнец серебру», «кузнец железу». В XI-XIII веках производство металлических изделий по технологии литья частично обособилось, и кузнецы начали заниматься исключительно ковкой. Из-за сложности многих процессов в большинстве кузниц мастеру помогал подмастерье.
Для чего нужен подмастерье
Для изготовления простых изделий применялось зубило и вкладыши, также использовалась технология наваривания стальных лезвий. К простым кованым изделиям относятся предметы, для ковки которых не требуется владение специальными знаниями и приемами - гвозди, долота, сковороды, обручи и дружки для ушатов, шилья, ножи, серпы, лопаты и косы. Эти изделия кузнец мог изготовить один, без помощи подмастерья. К сложным кованым предметам относились железные кольца от поясов и от сбруи, цепи, остроги, удила, дверные пробои, кованые ворота и калитки , светцы, сбруи. Для изготовления этих изделий было необходимо владеть технологией сварки и иметь помощника, без которого этот процесс был невозможен.
Сварка железа производилась после его нагрева до температуры 1500 градусов, то есть до состояния, когда от железа начинали отлетать раскаленные добела искры. С помощью зубила делали отверстия в лемехах для сох, мотыгах, ушках для ушатов. Для совершения этих операций была необходима помощь подмастерья. Чтобы пробить отверстие, нужно держать в клещах заготовку из раскаленного металла, отдельно держать зубило под правильным углом и направлять его, а затем бить по инструменту молотком.
Чрезвычайно сложным процессом было изготовление копий, замков, топоров и молотков. Для производства топоров использовались вкладыши и технология наваривания полос металла. Копья производились из большого листа железа треугольной формы, самая широкая часть которого сворачивалась в трубку. Для изготовления котлов использовались листы, скрепляемые с помощью заклепок. Винты производились из четырехгранных стержней по технологии кручения железа. Также изготавливалось большое количество гвоздей, которые широко использовались в строительстве. На Руси они имели четырехгранную форму и отогнутый верх. Археологи находят гвозди почти в каждом погребении. Наиболее распространенная форма косы с короткой рукоятью и серпа были созданы в IX-XI веках. Древнерусские топоры значительно отличались от современных и претерпели значительные изменения, которые приблизили их форму к привычной нам только в X-XIII. Пила в русском зодчестве в это время еще не использовалась.
Древнерусские мастера кузнечного дела уже в X-XIII веках имели все необходимые знания для обработки железа. Однако, к сожалению, деревенские кузнецы отставали от городских в среднем на целое столетие.
Город и село
В IX-X веках на Руси уже появилось деление ремесла на деревенское, городское и вотчинное. В это время село и город существовали совершенно отдельно друг от друга. И если городское ремесло в начале XI века уже имело богатейший багаж знаний и технологических приемов, искусство деревенских мастеров все еще оставалось на более низкой ступени развития. Причем разница заключалась не только в уровне мастерства, но и в разнообразии и количестве инструментов. Очевидно, причина этого кроется в том, что каждая деревня представляла собой отдельно замкнутый мирок, и изделия кузнеца использовались только в этом селе или в радиусе всего 10-15 километров.
Зато искусство городских кузнецов достигло настоящих высот. Со времен существования Киевского государства мастера демонстрировали свое умение в изготовлении большого разнообразия предметов из железа и стали. Кузнецы ковали все - от тонких игл, стрел и кольчуги с миниатюрными заклепками до узорчатого шлема и тяжелого лемеха для плуга. Обычно помимо кузнечного ремесла мастера владели еще слесарным и оружейным, которые имели общие черты и были необходимы для изготовления большинства кованых изделий.
Технология варки железа в городах была отработана намного лучше, чем в деревне. Кроме того, оборудование здесь отличалось более высоким качеством и сложностью. Все это позволяло производить полые изделия, например, кольца, втулки для копий. Но что еще более важно, в городских кузнях существовала возможность использовать фигурные подкладки для изделий со сложным профилем. Этот способ начал применяться в IX-X веках и до сих пор широко используется для создания кривых поверхностей. Двусторонняя обработка выполнялась с помощью подкладки и зубила-штампа с одинаковыми профилями. Например, такой способ применялся для изготовления боевых топоров.
Инструменты мастера
Инструментарий кузнечных мастеров X-XIII веков не слишком отличался от того, что доступно сегодняшним умельцам. Например, в старорусской кузне использовались:
- оборудование для нагрева. В качестве оборудования для нагрева металла использовались горны и мехи для принудительной подачи воздуха в очаг;
- оборудование для ковки. Для ковки в городских и деревенских кузницах использовались молотки-ручники, наковальни с отрогом и вырезом, простые наковальни, вставки в наковальню, молотки-кувалды;
- дополнительное оборудование. Для фиксации и дополнительной обработки изделия использовались молоты-пробойники, ручные пуансоны, молоты-секачи или зубила, клещи простые и с крючьями, клещи малые, тиски, точила циркульные, напильники (начали использоваться в IX-X веках).
Кованые изделия
Такое разнообразие инструментов позволяло производить большое количество изделий для разных категорий клиентов. У кузнеца можно было приобрести:
- сельскохозяйственные орудия: массивные лемехи, ножи и сошники для плугов, медорезки, косы, топоры, серпы;
- инструменты для ремесленников: ножи, ножницы, пилы, скобели, тесла, пуансоны, кронциркули для орнаментации кости, фигурные молоточки чеканщиков, ножи для рубанков;
- доспехи, оружие и сбрую: мечи, щиты, копья, сабли, стрелы, боевые топоры, арбалеты, кольчуги, шлемы, шпоры, стремена, удила, подковы;
- предметы для быта: гвозди, ковчежцы, гирьки, заклепки, замки и ключи, скобы, кольца, пряжки, иглы, безмены, котлы, окованные дверные пробои, корабельные дужки и обручи ведер.
Военизация кузнецкого искусства
Широкое распространение получает изготовление доспехов и оружия. Мастерами производились щиты, кольчуги, колчаны и стрелы, мечи, сабли и боевые топоры. Производство оружия и военных атрибутов требовало глубоких знаний в области ковки, а также аккуратной и тщательной работы. В основном на Руси использовались франкские мечи, тем не менее, раскопки археологов доказывают, что русские ремесленники-оружейники уже появились в государстве на рубеже IX-X веков. Часто в погребениях и в дружинных курганах IX века ученые находят связки колец для кольчуг и сами готовые изделия.
Древнерусская броня
Кольчуга, которая в древности носила название броня, часто упоминается в русских летописях. Производство этого боевого атрибута отнимало очень много времени и сил. Для изготовления кольчуги надо было выковать железную проволоку, сварить концы ее отрезков для получения колец, которые потом соединялись вместе и скреплялись клепками. Кольчуга становится обязательным предметом вооружения русского воина уже в IX-X веках. Однако достоверно о происхождении этого военного атрибута ничего не известно. Согласно одной из теорий кольчуга впервые была завезена купцами из стран Востока или кочевниками. В то же время арабы, упоминая о наличии брони у славян, ничего не говорят об ее иностранном происхождении. Еще одним доказательством того, что русские кузнецы изначально владели технологией изготовления кольчуги, является захоронение кольчужного мастера X века, обнаруженное археологами.
Шелом
По мнению ученых русские шлемы-шишаки отличались от варяжских конических именно формой. В IX-X веках мастера на Руси изготавливали шлемы из нескольких полос металла, которые соединялись вместе с помощью заклепок. Технология поменялась только к XII-XIII векам. Примером этого может служить шлем Ярослава Всеволодовича, который был брошен им на поле Липецкой битвы в 1216 году. Традиционная форма шлема сохранилась, однако изготовлен он был уже из целого листа железа без заклепок, что значительно сократило его вес и повысило прочность.
Оружие
Выдающимся изделием мастера-оружейника XII-XIII веков является боевой топорик князя Андрея Боголюбского. В процессе изготовления поверхность стали была покрыта насечками, на которые набивалось горячее листовое серебро. Сверху металл украсили гравировкой, чернью и позолотой. Русские щиты производились из дерева с оковками и серединой из железа.
Сварка и закалка
Особое внимание при создании кованых изделий уделялось стали и ее закаливанию, причем не только городскими, но и деревенскими кузнецами. Под закалкой понимается быстрое понижение температуры раскаленного изделия, в большинстве случаев для этого использовалась вода. Одной из наиболее сложных технологий считалась наварка стали. Это объясняется тем, что температура сваривания у стали и железа различна. Наваренные лезвия попадаются чрезвычайно редко даже среди курганных топоров сельских мастеров XI-XIII веков.
Расцвет ремесла в XII – XIII веках
Большое разнообразие технологий и сложного оборудования для художественной ковки, а также множество узких специализаций привело к значительному увеличению числа профессий. Теперь под общим названием кузнецов объединяются мастера по железу, бронники, оружейники, щитники, замочники, мастера по изготовлению шлемов и стрел. Вместе с тем уже в XII веке кузнечное ремесло все более заметно приобретает массовый характер, мастера постепенно начинают выходить на большой рынок. Это влечет за собой и изменения в технике производства, направленные на изготовление большого количества изделий. В XIII веке появляются новые ремесленные центры, каждый из которых имеет свои отличительные черты, причем не только в технике, но и в стиле. Общей тенденцией развития ремесла является воплощение в металле уникальной смеси древних языческих и христианских мотивов, разбавленной местными исконно русскими образами и особенностями.
Вопреки распространенному мнению никакого упадка кузнечного дела во второй половине XII века не наблюдалось ни в Киеве, ни в целом на Руси. Напротив, ремесло становится все более распространенным, проникает в новые регионы, совершенствуются старые и применяются новые приемы и технические разработки. Во второй половине XII и в XIII веках ремесло русских кузнецов достигло наивысшего технического и художественного расцвета, несмотря на неблагоприятные исторические условия. Дальнейшее развитие феодальных отношений и переход земли в собственность феодалам обусловило изменение политического устройства страны и привело к формированию раздробленности. То есть в XII – XIII веках в Росси появились отдельные и практически самостоятельные государства-княжества. Оружейное, слесарное и кузнечное ремесла в это время развивались во всех княжествах, мастера искали новые приемы, в домах появлялось все больше кованых изделий. В XII – XIII веках в соответствии с новой технологией кузнецы стали изготавливать клинки, отличающиеся большей прочностью и гибкостью.